"...И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые                                                                всходы!..»


                                            (С. Островой)

Голактионова Лариса Викторовна

Адрес: Россия, Новосибирская область, Кыштовский р-он, с. Кыштовка, ул. Каклемина 39/1


E-mail: rusyazik-lv@yandex.ru

Здесь я живу и работаю!

 

Использование ИКТ при обучении детейс ОВЗ

 

Второй год наша школа участвует в региональномпроекте «Инклюзивное образование». Каждый учитель, обучающий детей с ОВЗ вклассах одновременно  с обычнымиучащимися, старается перестаивать свою работы, находится в поисках нужныхметодов и форм обучения. Ведь учащиеся с ограниченными возможностями нуждаютсяв изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с цельюболее успешного освоения общеобразовательной программы. Под  "изменением способов подачиинформации" понимается предоставление учащимся с ограниченнымивозможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности,изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способовпредставления результатов. Изменение способов подачи информации и модификацияне влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Некоторым учащимся навремя выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешнихзвуков классе, другим нужно предоставить большее количество времени на работу. Модификациюможно определить как некое изменение задания или теста, которое меняетстандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых куровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификацииможет служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны бытьвключены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следуетприменять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особымипотребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, вчем именно они нуждаются. Также в случае необходимости вносить коррективы  в учебниках и образовательных программах. Возможныизменения на уроке и в заданиях, и возможных поведенческих правил, которыенужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательнымипотребностями.
Современныйобразовательный процесс в целом представлен достаточно широким спектром разнообразныхпедагогических технологий. Особая роль  внастоящее время отводится информационным и коммуникационным технологиям. Их использованиеявляется перспективным направлением развития специального образования, методови средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развитияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Существует рядспециальных аппаратных и программных разработок по применению ИКТ в обучениидетей с ОВЗ. Например, программно-аппаратный комплекс "Видимая речьIII" является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Онсостоит из 14 модулей и предназначен для коррекционно-развивающей работы сдетьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха,нарушения сенсомоторных функций речи. Идея визуального контроля речи и игровойпринцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированиюречевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различныханимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами испособствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.Логопедический тренажер "Дэльфа-142" помогает работать над некоторымипроизносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедическийтренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу покоррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяетработать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразныелогопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развитиялексико-грамматической стороны речи. Тренажер позволяет внести элемент игры впроцесс коррекции речи, дублировать речевой материал. Кроме того, процесскоррекции нарушений строится с учетом уровня развития ученика.

Обучая детей с ОВЗ, можно использовать готовые электронныеобразовательные ресурсы федеральных порталов. Проект федерального центраинформационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисовдля всех уровней и ступеней образования, в том числе и для специальногообучения. ЭОРы сайта называются учебными модулями и открываются с помощьюпрограммы oms-плеер, которую можно скачать на главной странице этого сайта.Учебные модули делятся на информационные, практические и контрольные. Примеромявляется  модуль  по теме "Безударная гласная.Орфография" для детей с пониженным слухом. Данный сайт содержит ресурсы,ранжированные по следующим уровням доступности: затруднения при концентрациивнимания, затруднения при координации движений, нарушенное восприятие цветов,повышенная утомляемость, пониженная острота зрения. Все файлы можно скачать ииспользовать на компьютере без интернета. Коллекция цифровых образовательныхресурсов http://school-collection.edu.ru. В настоящее время в Коллекцииразмещено более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всемпредметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровыхресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобразования наукиРФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методическиеразработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другиеучебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Сайт содержитЭОР разных форматов: текстовые и табличные документы, pdf-файлы, флеш ролики,презентации, видео и аудиофайлы, обучающие программы и другие. Важно, что Коллекциясодержит обучающие компьютерные программы по разным предметам, например:

тренажер "Компьютерная фонетическаялаборатория", который предназначен для использования в 5-9 классахосновной школы при изучении раздела "Культура речи" в рамкахвнеаудиторной самостоятельной и факультативной работы с детьми, имеющимифонетические недостатки;

инновационный учебный материал "Учимсяправильно говорить". Данные цифровые развивающие ресурсы помогутсформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить связно играмотно говорить, читать, расширить знания об окружающей действительности,увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховуюпамять, сообразительность. Имеются задания на знакомство с разнообразием звуковокружающего мира (неречевые звуки), а также по изучению звуков речи русскогоязыка и формированию навыков связной речи;
Большую помощь в работе с детьми с ОВЗ оказывают презентации
( PowerPoint), видео- и аудиоматериалы, использование интерактивных средствобучения. Я использовать интерактивную доску, документ – камеру, системуопроса.
Использование интерактивных средств на уроке обеспечивает:
-повышение наглядности (используется больше схем и иллюстраций, чем при обычномуроке),
-использование активных средств (деятельностного подхода),
-повышение интереса учащихся к изучаемому материалу и предмету.
Следует отметить, что при использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимособлюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения. Впервом-втором классе просматривать изображение на мониторе, экране можно неболее 10 минут на протяжении одного урока [3].
В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключаетсяв следующем:
-уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
-повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
-формирование информационной культуры у ребенка;
-развитие ИКТ-компетентности ребенка;
-более быстрое формирование универсальных учебных действий;
-возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.
ИКТ являются средством специальногообучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи:компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условиисоблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональныхособенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.

 

Литература

Полат, Е.С. Новые педагогические и информационныетехнологии в системе образования : учеб. пособие для студ. педвузов и системыповыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В.Петров. – М. : Академия, 1999.

Роберт, И.В. Современные информационные технологииобразовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. –М.: Школа-пресс, 1994. 112 с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.2.2821-10 // [Электронный ресурс]. [2011]. URL:http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 5.03.2012)

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования. – М.:Просвещение, 2011.5. Педагогическаяреабилитация детей с нарушением слуха: Методическое пособие дляучителя-дефектолога [Текст] / под редакцией О. А. Красильниковой. – Спб.: КАРО,2006. – 112 с.

 

 

 

 

© rusyazik-lv

Конструктор сайтов - uCoz